Сайт Ларисы Мищанчук

Оставлю тебя на второй год! Как во Франции учатся по второму кругу

-Моей подружке в этом году 13 лет.
-Как это возможно, ведь вы в одном классе?
-А она учится второй год в 6-м классе.

Оказаться второгодником — это была у нас, пионеров и передовиков школьной жизни, такая школьная страшилка наших советских времен. Точнее, последних обломков советских времен. Но — была. Казалось, что, оставшись в школе, в каком-то классе на повторное обучение на второй год, ты навсегда поставишь крест на своей школьной карьере. Это было бы жестче фильма «Тупой и еще тупее». Во всяком случае школьное окружение делало все, чтобы человеку учащемуся была неприятна сама мысль — провалиться до такой степени, чтобы тебя оставили на второй год?! Нет уж, увольте. На смеси стыда и неприятия, думаю, многие «троечники» держались из последних сил, скача выше головы, выпрыгивая из штанов, чтобы только не остаться на второй год. Ведь оценку «три» ставили за уровень «удовлетворительно», а вот «неуд», да еще и системный, уже попахивал серьезными неприятностями.

У моей младшей дочери, которая ходит в шестой класс колледжа во Франции, в классе четверо детей, которые учатся по второму году. Ну, вот когда вы думаете о второгодниках, которых все гоняют, шпыняют и обзывают, то вы можете тут же перестать размышлять в этом направлении и в подобном ключе. Здесь «редублированные» дети (так называется система) просто учатся, и никого это не шокирует.

Считается, что все дети сразу разные, и ни о каком «равнении на знамя» речи идти не может, поэтому остаться на второй год — это не наказание, а возможность двигаться дальше. Конечно, с пробуксовкой. Но все-таки дать себе шанс на нормальный, пусть и повторный старт в освоении школьной программы.

01 03

Впрочем, конечно, быть «редублированным» — означает не успевать за общим косяком товарищей в их синхронном плавании, означает выбиваться из допустимого нижнего предела требований. Это серьезное решение, и его принимают совместно учителя, родители и школа. Схема попадания на второй год такова:
— учителя наблюдают за учениками, определяя, справляется человек с задачами, или у него от стресса и нескладухи общей результаты катятся вниз по наклонной;
— учителя выдают рекомендации родителям, стоит ли им обратить внимание на общее состояние дел их чада и, может быть, подумать о попадании на второй год;
— родители могут сами выступить с подобной инициативой — если ребенку настолько некомфортно в школе, что это становится заметно и дома. И терпеть эти страдания никому не хочется.

В итоге, ребенок, который остался на второй год, проходит программу по ключевым предметам (математика-язык-история) в специальном режиме: с ними занимаются отдельно и дополнительно. А вот на всякие труды и природоведения «редублированные» дети ходят вместе со своими товарищами. Что это дает? Снимает лишнее напряжение и не изолирует детвору в класс для отстающих — был у нас в школе такой, с последней буквой в обозначении.

Признаюсь в страшной душевной слабости: перед тем, как отдать детей в школу после переезда из Украины во Францию, я всерьез подумывала о том, чтобы дети пошли на класс младше. Услышав о такой идее, директор, проводящий с нами собеседование замахал на меня руками: «Да что вы такое думаете, мадам! Не надо этого. Они справятся. И не такое мы преодолевали». Так что я чуть было не упекла девчонок «на второй год» своими же руками, но директор оказался прав — справляются.

И вместо p.s. Позже, в институте, на нашем достаточно сложном и насыщенном издательско-полиграфическом факультете, мне встречались люди, которые «оставались на второй год». По разным жизненным причинам они брали академотпуск, чтобы вернуться в строй, и вместе с тем не растерять здоровья, решить какие-то семейные задачи и уважить другие серьезные резоны. Между двумя явлениями с одной и той же сутью (пропустить год обучения, чтобы собраться с мыслями и идти дальше) в школе и в институте пролегала пропасть — детям это должно было быть стыдно. А молодым людям-студентам — уже было можно. Насколько практика академических отпусков в ВУЗах востребована во Франции расскажу вам чуть позже (пока ни дети, ни я еще туда не дочапали). А пока остается мне только одно: в очередной раз подумать о том, какая все-таки большая разница между системами обучения пролегает между Украиной и Францией.

Поделиться с друзьями:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedIn


20.02.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики блога
Календарь
  • Календарь

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  

  • Рассылка
  • Подпишитесь на нашу рассылку


  •