Сайт Ларисы Мищанчук

О личном изобилии — делиться или беречься?

-Когда у тебя достаточно ресурса,
ты можешь и хочешь делиться.
-Это все софистика. Ты хочешь
делиться с теми, кому нужнее.

Вообще, говорят умные люди, только спокойная сила добра и бескорыстна, только внутреннее изобилие щедро и безотказно, только сильный человек готов сказать тебе «да» на твою просьбу, которая слегка беспокоит (ущемляет, подвигает, задвигает) какие-то его личные кордоны. Слабая алчная жалкая мелочь будет отгавкиваться популярным и простым «нет-нет-нет».

Особенно меня волнует тема о том, как и когда ты готов поделиться тем, что имеешь. И где заканчивается радушие и начинается расточительство. И где заканчивается защищенность собственных кордонов и начинается элементарная жадность.

share_02

Негативные свойства — жадность, ревность, боязнь растрясти мошну — они известны всем. И настолько детально описаны умными людьми, что я не буду даже пытаться сюда сунуть свои пять центов. Меня интересует другое: почему и как так произошло, что теории проповедуют правильным проявлять сострадание и готовность помочь, только когда личные закрома полны? Ведь изобилие, если и настанет, то не завтра 🙂 И уровень его уж точно никогда не будет достаточным 🙂

Я придерживаюсь слегка другого мнения и хорошо помню, что «хлеба горбушку — и ту пополам» работало всегда и во все времена. И чем мягче была эта горбушка, чем больше от неё оставался твой личный кусок после дележа, тем… тем ничего! Ты просто действовал сообразно своих представлений: делился с теми, кому нужнее. И ничего это не меняло в отношениях с людьми, которые тебе дороги. И иногда даже и с теми, которых ты никогда не знаешь и никогда не увидишь.

Мне кажется, истинное «отдавать» совершенно не связано с изобилием. Никак. Потому что люди делятся своим не потому, что рубахи две, пояса два, портмоне импортных два, а потому, что иначе нельзя. Или будет неловко в собственной шкуре.

Однажды мне довелось передавать ощутимую сумму денег от одного очень хорошего человека  на лечение другому, очень маленькому человечку. Вы в курсе, что такое иногда бывает, к сожалению, особенно в Украине, где здоровья за деньги не купишь, а вот жизнь вполне можно. Я звонила по указанному волонтерами номеру, чтобы папа человечка мог «поймать» на том конце страны эту важную денежную передачу. И вот я быстро, чтобы ничего не перепутать, отчиталась о переводе, сообщила номер, сумму и собиралась уже было попрощаться… Как он, после благодарностей, спросил вдруг меня: «Извините, пожалуйста, а вы… кто?».

Честное слово. Я не знала, что сказать. Кто я? Объяснять эту извилистую цепочку от волонтеров, которых я не всех даже и в глаза видела, до этого прекрасного человека с этой очень-очень важной и нужной суммой денег, — это было сложно. И при чем тут я… Я не знала. Я сказала: «Вы меня простите, Бога ради, но я вообще-то совсем никто…». И почему-то мне стало неловко. А папа человечка промедлил секунду и  засмеялся: «Как интересно. Я всех спрашиваю одно и то же. И все отвечают одно и то же: «я никто». И какие-то эти «никто» почему-то спасают моего ребенка».

После в окрестностях моей украинской жизни было очень много самых разнообразных историй, где на семь частей был делён неудобный бутерброд из батона и всякое такое похожее. Удивительное дело, так же, как и любовь, щедрость прирастала от такого разделения, и ощущения нехватки я не помню. А вот ощущение, что все сделано правильно, меня не покидало.

share_01

И напоследок — традиционное откровение, почему лично мне это вдруг стало интересно. Виной тому все тот же переезд из Украины во Францию и эта моя новая жизнь со всеми её плюсами и минусами.

Знаете, в европейской жизни в целом (и во Франции в частности) совершенно иначе работают принципы «поделиться» чем-то материальным. Мы сейчас не будем говорить о духовном и энергетическом, потому что тут работают совсем другие темы и настроения, как мне кажется.

Так вот. О Европе и жизни во Франции. На самом деле, глобально и вообще, людям нет нужды (именно нужды, от слова Нужно) выделять какие-то части своих активов ради спасения и элементарного проживания своих соотечественников. Система медицины работает, налоговая нагрузка дает надежду, в принципе, всему населению страны не умереть от голода. Очень упрощенно говоря, скончаться от того, что пенсии на инсулин в этом месяце не хватило, во Франции достаточно сложно.

Создается ошибочное впечатление, что, раз не надо, то тут люди и не помогают друг другу? Конечно, помогают! Нас всегда выручают друзья и близкие с нашими вопросами переезда, привыкания, подбрасывают детям книги и вещи, всегда ждут увидеться и устраивают совместные вылазки. Другое дело, что уровень самостоятельности взрослых людей позволяет им во Франции, как бы это правильней выразиться… ожидать от своих соседей аналогичной самостоятельности. Поэтому во Франции совершенно однозначно народ не поймет твоего порыва купить фруктов ребенку временно неработающей подруги или подарить ему что-то ощутимое на День рождения. Зато поймет собственноручно приготовленный пирог для коллег и приятные подарочки для родственников (только не очень обязывающие, тут такое не принято).

Все это напоминает мне речку с разными по высоте берегами, и я пока не разобралась, на каком я. Но одно я знаю точно — внутреннее изобилие к желанию отдавать своё никакого отношения не имеет. Потому что в Киеве, где я провела Рождество в этом году, мне снова вручали подарки и помогали. Даже если я не просила, даже если я могла сама. Потому что очень хотели. И это было очень приятно.

Поделиться с друзьями:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedIn


09.01.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики блога
Календарь
  • Календарь

    Март 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июн    
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

  • Рассылка
  • Подпишитесь на нашу рассылку


  •