Сайт Ларисы Мищанчук

Как я учила французский язык. Мучения и секреты учения

-Ты с кем это сейчас разговаривала?
-Сама с собой.
-…На французском?..
-Да с тобой спорила!

Человек, приходящий к решению или необходимости учить французский язык с нуля во взрослом возрасте, обречен на мучения. Нет, я серьёзно. Это полный алес.

Учитывая тот факт, что французский — один из самых насыщенных, богатых и грамматически сложных языков (не надо в меня тыкать венгерским и финским, я не виновата, что они такие), и при этом один из шести официальных языков ОНН, и вообще древний, красивый и у них есть амур-тужур, всё это вот такое — учитывая это всё, учить французский интересно. Но ой как непросто.

Утерев слёзы, собрав свой личный опыт и практические приёмы «от филолога», я решила рассказать о своем пути к пониманию и принятию французского языка — потому что подводные камни на первых порах у всех одинаковы. А у меня на их преодоление ушло почти два года вне франкофонной среды.

learning_01

Самое сложное — это начать. Попытки взять френч нахрапом лучше оставить сразу. А взять на вооружение терпение, понизить планку самомнения и понять, что сначала френч потребует от изучающего трех вещей:
1) верьте на слово. Количество правил впечатляет. Но это еще полбеды. А вот количество исключений из правил — сбивает с ног. Зубрите, ребятки, зубрите.
2) не пытайтесь понять. Почему числительные во французском языке составлены так анекдотично. Или почему отдельные грамматические времена в языковой школе вам не предложат, зато вы их найдете в книгах. Просто примите это. И опять учите.
3) слушать прежде, чем говорить. Звучит не совсем научно, но французский — это музыка, и он не произносится, а поётся. Поэтому любое радио принесет новичку больше пользы, чем грамматические талмуды. А читать тексты важнее, чем повторять фразы разговорника.

learning_03

Следующее важное решение, которое надо принять, — это решить для себя, КАК учить язык. Народ всякий разный всё воспринимает и усваивает по разному. Но! Если у вас нашлось хотя бы три из перечисленных ниже исходных фактора, я бы рискнула дать важный совет:
а) это не первый иностранный язык;
б) вы любите читать и в целом грамотно пишете;
в) обладаете 30 мин свободного времени в день;
г) занимаетесь спортом;
д) не любите давления и соревновательности.
Так вот, если в этом просматриваетесь вы — не идите в языковую школу сразу, а идите в неё через месяца три самостоятельной работы с языком.

Всё очень просто и при этом работает: подкасты, аудио-уроки, элементарные разговорные фразы, первые понятия о грамматике, мультики для детей трехлетнего возраста с тремя фразами, которые повторяются по сорок раз. Чем примитивней — тем лучше для старта. Как в закачке мышц: важен не большой вес, а многократные повторения.

Для чего это нужно? В школе вы будете платить немалые деньги за то, чтобы в ваши темные головы пролился благодатный свет знаний по френчу. И, как ребенку, который идет в первый класс школы уже читая, легче осваивать программу, так и начинающему франкофилу с минимальной базой будет интересней учиться. И не терять время на глупости вроде алфавита.

learning_04

Итак, учить язык надо в школе. Но… Книги, школы, методики, подходы — разные. Я не берусь судить, какие из них эффективны лично для каждого, а какие просто помогают приятно провести время в языковом клубе с умными людьми.

Но! Есть одно железное правило. Выбирайте школу, где будут давать домашние задания. Не жалейте себя лишний раз. Не верьте в то, что эффективность работы будет такой, что и на уроках в голове все отложится. В нулевой голове отложится ноль целых хрен десятых! Нужны письменные задания, расстановка слов в клеточках, порядок слов в предложениях, подобрать недостающие буквы — всё это занудство очень помогает сдвинуться с мертвой точки. Потому что во французском языке писать, слышать и говорить — это три большие разницы.

Ничего не будет понятно. Ничего не будет получаться. И это абсолютно нормально. Изучая иностранный язык, всегда натыкаешься на порог, за которым идет первый ощутимый и от того особенно приятный прорыв. Как только стрелка дрогнула от «ничегошеньки не знаю» к «потихоньку проясняется» — добавляйте вес могзам! Беритесь читать больше и перейдите на аудио-уроки повыше сложностью.

И ходите в свою школу. Не пропускайте свою школу. Купите себе шоколадку за то, что в этом месяце ни разу не прогуляли школу по френчу.

learning_02

И в заключение — чего при изучении французского языка с нуля делать не стоит ни в коем случае:
1.Бежать впереди паровоза. Учить миллионы спряжений, читать сложную по лексике литературу (ту же Гавальду в оригинале), заваливать себя самостоятельными заданиями и пытаться написать эссе на тему «Сексуальные домогательства в школах неблагополучных районов» на втором семестре обучения. Дайте времени время. Пусть мутный осадок в мозгах даст кристаллы знаний.
2. Изучать язык с репетитором. За ваши деньги вы всегда будете молодчинкой и умничкой. Идея не самая эффективная, если речь идет о работе над собой, а тут придётся помучиться. Небольшая группа из 3-4 человек даст вам и ощущение своего уровня, и соревновательность, и возможность иногда потешить своё самолюбие в случае успеха. И жестко осадит, если надо будет.
3. Сдавать эти все экзамены. Зачем? Сертификаты, рейтинги, официальные подтверждения… Задайте себе вопрос, какая судьба будет ждать ваш диплом о сданном экзамене на уровень А2? Почетная рамочка у бабушки в серванте? Тратьте нервы, силы и поливайте свои нервные клетки напалмом стресса только тогда, когда это действительно необходимо. Например, для получения сертификата для работы. Или зачисления в университет. Даже для получения визы жены сдавать экзамен по французскому языку уже не нужно.

О стрессе — отдельно. Война за знания, конечно, бескомпромиссна, но и гибнуть на ней не стоит.
Поспокойней, поспокойней.

Однажды я пришла в свою школу и нарвалась на диктант-летучку. Мы занимались три раза в неделю поздно вечером, с 20-30 до 22, и я сидела со своим чистым листочком, слушала  преподавателя и понимала — я не могу написать ни слова. НИ СЛОВА. Я не помню НИ ЧЕ ГО.

Рыдали мои два красных университетских диплома и золотая медаль за школу. Комплекс отличницы или что там, гордыня какая, бились головами об стены. Но я подняла руку и сказала:
— Месье Серж, простите. Я не готова. Совсем.
Встала и сдала чистый листочек. Это был дикий стыд и ощущение полного провала. Ведь учила же! Самое смешное, что утром следующего дня, вскочив в 6 утра, я без запинки написала все слова одной рукой, чистя зубы.

Ну… и ничто не сможет остановить человека, который ХОЧЕТ. Поэтому, когда вам будут чесаться руки швырнуть все эти учебники с балкона 16-го этажа, вспомните, что, во-первых, они дорогие, во-вторых, еще зашибут кого-то, а в-третьих, надо выспаться и попробовать еще раз. Всё получится! Бон, как говорится, кураж 🙂

Поделиться с друзьями:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedIn


09.09.2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики блога
Календарь
  • Календарь

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  

  • Рассылка
  • Подпишитесь на нашу рассылку


  •