Помните шутку о том, как наш человек спрашивает своего заграничного друга, когда у тех появляется первая клубника, и ответ иностранца о том, что «обычно в шесть утра»? Первые впечатления иммигранта о продуктовой жизни во Франции и о французских супермаркетах абсолютно совпадают с этим анекдотом: кажется, что это настоящий рог изобилия, потребительский рай. Но как обычные французские семьи из двух взрослых и двух детей пользуются этими благами цивилизации?
А все зависит от того, как сформировались бытовые привычки. И как семья питается вообще. В обычной продуктовой тележке француза на кассе в субботу вы обязательно встретите:
- упаковку молока длительного хранения;
- большие и очень большие пачки хлопьев на завтрак;
- кексы-печенья тоже в больших объемах;
- ветчина в упаковках;
- апельсины-грейпфруты-бананы-яблоки (очень их у нас на Юге Франции уважают в любое время года!);
- большие упаковки йогуртов;
- всякие разности из серии вермишель-рис-мука;
- вода простая и газированная упаковками и цистернами;
- что-то рыбное;
- что-то зеленое (капуста, лук, например).
Казалось бы, очень сбалансированное и правильное питание получается, не так ли? Но это лишь вершина айсберга, потому что французские дети тащат в тележки, а родители не возражают против таких товаров, которым место только в ночных кошмарах заведующего гастроэнтерологическим отделением:
- чипсы, крекеры, соленые снэки;
- полуфабрикаты быстрого приготовления;
- сладкие молочные напитки с «фруктовыми вкусами»;
- конфеты, сникерсы-марсы, шоколад;
- мороженое – и непременно с наполнителями, белого «пломбира» тут просто нет;
- копчености и солености.
Конечно, ассортимент предоставляет право выбора, и каким оно будет – личное дело каждой семьи. Но невысокие (соотносительно с зарплатами) цены во Франции на «разное неполезное» и общие привычки формируют весьма необычные продуктовые наборы. Признаюсь честно — у человека, привыкшего к тому, что лучшим ужином является картошечка со своего огородика и котлетка из маминых рук, они часто вызывают легкое недоумение.
Но люди все больше задумываются о том, что они едят. Кстати, сейчас во Франции активисты и общественные организации активно пропагандируют новый закон, который заставил бы производителей внести четкую и понятную визуальную классификацию своих продуктов по шкале от зеленого А (самое чистое и качественное) до опасно-красного Е (химия и добавки). Так как разобраться в хитросплетениях терминов и мелком шрифте с «ешками» под силу далеко не всем потребителям.
А есть еще одна интересная тенденция, которая набирает все больших оборотов в мире, где не нужно гоняться за наличием товаров и остается только следить за их качеством – это так называемые биопродукты. На тему «био» во Франции создаются целые отделы супермаркетов, целые супермаркеты и отдельные фермы работают только по системе чистого выращивания. Хотя, как и в других европейских странах, цены в таких отделах французских супермаркетов примерно процентов на 30-50 %% выше, чем на те же продукты, только без ярлыка «био».
Что ж, это и есть правильный подход. А брать чипсы или не брать – здесь уже должна срабатывать личная сознательность, которая от географии не зависит.