Оценка без унижения — бывает ли такое?
-Что, что поставил??
-Три балла!
-Чееееерт, если тебе «трояк», то я точно не сдам…
Мы все учились когда-то. Каждый своему, на своем уровне и в свою силу. Но рано или поздно каждому из нас приходится вспоминать свои школьные-институтские переживания, связанные с оцениванием. У меня такой эпизод возник, когда мы заговорили с подругой об усилиях, которые прилагает ее ребенок для того, чтобы заработать высокий балл. Проблема заключалась в том, что новоиспеченный ученик настолько сильно переживал, что результативность его стараний стремилась пусть не к нулю, но к далекому от желаемого результату. Все печалились.
И я хорошо понимаю, почему — негативная оценка огорчает. Незаслуженная негативная оценка — развдохновляет навсегда. Повторяющаяся незаслуженная негативная оценка способна доконать на корню. И, если бы не такие вот незаслуженные негативы, стойкости в жизни и уверенности в себе было бы у нас на порядок больше. Я хлебнула один раз такой истории, и с тех пор намертво усвоила одну простую вещь, которая здорово помогает моему максимализму действовать в отношении своих же детей: вылезла какая-то провальная история? Разберись, мать, кто инициатор.
У меня инициатором был преподаватель. Не я. В моем выборе профессии журналиста и редактора было две направляющие: запах типографской краски и магия сложенных в слова букв. Остальное — ерунда всякая: здравые мысли, выбор ВУЗа, примерка будущих знаний к практическим профессиям и решение идти в этом направлении. И вот за все годы института у меня случился один, ровно один экзамен, который заставил меня обливаться холодным потом, перечитывать конспект триста раз, тупить, глупить, валиться с ног и дрожать от ужаса. Теория и практика полиграфического производства. По всем законам жанра, преподаватель ненавидел женщин. Всех возрастов. А так как в нашей группе было 24 девки и один Саша, то с ним наш монстр здоровался за руку, а всех остальных просто обводил тяжелым невидящим взглядом.
Мы долбились об его науку, как рыбы об лед. Ему было интересно доставлять нам панические атаки прямо на дом. Это был тонкий игрок: пары проходили в полуподвале, голос у него был внушительный, да и сам по себе он был размеров немаленьких. Когда пришла мне пора сдавать ему экзамен, он «прожевал» все мои ответы до мелочи, убедил меня, что я ничегошеньки не знаю, отвесил парочку унизительных замечаний и швырнул мне на стол зачетку с «трояком». С видом великой милости.
Я поднималась из этого подвального застенка на негнущихся ногах, впереди маячил свет божий, подружки-коллеги и новая жизнь, в которой мне больше никогда не придется сдавать этот экзамен. Я вылезла, произнесла: «Сдала! Трояк!» и поплелась пить чай. Большего позора в моей профессиональной истории я не испытывала никогда в жизни.
Так вот. Недавно мне по почте на мой домашний французский адрес пришёл конверт. Из детского колледжа. В нем администрация колледжа выражала мне своё почтение и сообщала последние новости с полей: оценки, средний балл, комментарии учителей и их пожелания для дальнейшей работы. Позитивный результат так и сочился мне на руки, даже замечания звучали аккуратно и без наездов.
Молоденькая моя местная знакомица получила результаты тестов на французский аттестат зрелости. Она очень радостно сообщила свой уровень, который был приблизительно 60% из максимума, сияя глазами. Это был тот самый «трояк», который мне чуть было не испортил всю песню на финальном выпуске из института. Но!! Для нашей системы это был провал, а для «них» — ни разу нет. Красивый аттестат — это красиво. А здоровая психика — это еще и полезно.