Сайт Ларисы Мищанчук

Детям о налогах: финансовая грамотность на примере Франции

-А сколько мы заплатили в больнице, мама?
-Покрыла страховка.
-А кто заплатил за страховку?

Моя интернациональна семья живет во Франции, в небольшом городке на Юго-западе страны и состоит из одного французского папы, одной украинской мамы и двух украинских детей подросткового возраста. Каждый из нас встретился со своим набором сюрпризов – как и положено во время смены страны. Дети каждый день открывают для себя что-то новое, поэтому наши семейные разговоры порой принимают самый неожиданный оборот и касаются самых недетских тем на стыке двух очень разных культур.

money_01

Например, такая обычная для каждого подростка штука, как школьная жизнь. Очень быстро выяснилось, что помимо достаточно высокого языкового барьера, здесь ещё крутятся и сложности с привыканием к строгой системе контроля, и новые требования учителей. И вот недавно младшая дочь, вернувшись с урока по естественным наукам (это нечто среднее между химией, физикой и биологией в одном флаконе), увлеченно начала рассказывать об оборудовании кабинета и о том, что всюду используются интерактивные материалы и это очень круто – такой уровень оснащения, и это же так здорово, что всем подряд можно пользоваться.

-А мы же платим за обучение в школе? – спросил ребенок главу семьи, который как раз подписывал ей какой-то чек, выданный ребенку школьной администрацией.
-Нет, — ответил муж. – Твой колледж – бесплатный. Мы покупаем тебе рабочие тетради, в которых ты будешь делать домашнюю работу. Они же должны быть у каждого ребенка свои, их нельзя использовать дважды.
-Понятно… — протянула младшая. – А вот автобусы, которые возят детей в школу, они же бесплатные?
-Конечно. Каждый родитель оставляет заявку, нужен ли его ребенку автобус, в самом начале года. И ничего не платит.
-Ну ведь нужен бензин и зарплата водителю… Нужны деньги?
-Я плачу налоги, Ксюша.
-Получается, ты платишь налоги, чтобы у нас это всё было?
-Да, так и получается.
-И это бесплатно для нас, потому что мы пока не можем работать, а вот когда мы вырастем – то будем оплачивать своим детям школу со своих налогов. Это будет честно.

teenager_07

Я слушала не перебивая. О честности налоговой системы – крайне важное наблюдение, ведь в семье мы как раз и получили возможность понаблюдать эту модель в действии: один отдает, чтобы другой мог взять. Жаль только, что дети смогли задуматься об этом простом правиле только сейчас.

Ведь за время нашей жизни в Украине я ухитрилась чуть более десяти лет проработать в абсолютно «белой» компании, выплачивая причитающиеся налоги. И это никак не помешало мне играть по правилам внешнего мира. Я, как и миллионы моих сограждан, оплачивала бесконечные взносы в роддом, ясельки, садик, школу, ремонтировала силами родительского комитета крышу, вставляла стеклопластиковые окна, покупала парты и стулья, затаривала класс питьевой водой, туалетной бумагой, моющими средствами и бумажными полотенцами. И относилась к этому как к неизбежной реальности…

И что, я теперь в раю? Никак нет. Не секрет, что во Франции – одна из самых высоких налоговых нагрузок на население в Европе. Система налогообложения адаптивная (грубо говоря, ты платишь в зависимости от уровня своих доходов), но в среднем работающий французский гражданин отстегивает около 30% своих кровных на социальные и государственные блага. Это большие объемы, которые часто становятся предметом прений среди публики и политиков.

Возможны ли другие формы, по силам ли работящему люду кормить увеличивающуюся армию потребляющих социальные блага, – это тема для отдельной беседы, и она никак не отменяет справедливости общей системы, которую вывели в своей беседе маленькая девочка и взрослый глава семьи. Пока ты не можешь – есть те, кто сделают это за тебя. Но в будущем ты должен будешь встать в этот же строй – но уже в новой роли.

Дочка поблагодарила за ужин и чек и ушла собираться в свою бесплатную школу, а муж оправился проверять шкаф на наличие рубашки на завтрашний поход на работу. Я пошла чесать репку и думать о том, что огромное количество моих коллег-родителей в Украине не смогут  так наглядно донести до своих подрастающих детей правила социальной жизни. И не потому, что дети не могут понять. И вовсе не потому, что родители не могут объяснить. А потому, что играть по правилам, которых нет, не представляется возможным. И это самая большая разница между устройствами моих двух стран.

п.с. И немного об оборудовании школьной библиотеки из первых уст.

 

*-специально для logo-mamawow

Поделиться с друзьями:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedIn


30.09.2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики блога
Календарь
  • Календарь

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  

  • Рассылка
  • Подпишитесь на нашу рассылку


  •